Описание ранней акварели Ивана Белоногова


Самая ранняя акварель датируется 1833 годом. На ней запечатлен вид в основном на Романовскую и немного на Борисоглебскую стороны. Интересно, что точка, с которой рисовал художник, существует только в его воображении — она где-то над городом, между небом и землей, но при этом изображение достоверно. Момент надвигающейся грозы выполнен в духе модного романтизма. Художник попытался запечатлеть природное явление в самом его начале. Гроза только надвигается, половина неба еще чиста, но вторая его часть уже захвачена непогодой. Над Волгой грозы обычно очень эффектные — сгущаются тучи и молнии сверкают так ярко, что кажется, это ненастье обрушится на весь город.

Судна на воде, мельницы, церкви на Романовской стороне — все это хорошо просматривается на картине. Есть там и огромные весы, на которых взвешивали груженые товарами телеги. Место это называлось важня, здание было построено по проекту губернского архитектора Петра Панькова в 1832 году. Сейчас на этом месте стоит «Парк советского периода». Художник намеренно исказил картину — сделал местоположение Воскресенского собора гораздо ближе к зрителю, чем было на самом деле. Сделано это было исключительно ради красоты композиции.

Вид Ростова с южной стороны

Жизнь и творчество Белоногова

Иван Белоногов при жизни не получил настолько много славы, чтобы о нем осталось много фактов. И хорошо, что Лествицин в своих публикациях обратил внимание на талантливого художника, благодаря чему про становление Белоногова есть хотя бы общая информация. Иван Белоногов появился в семье купца, который вскоре после того, как мальчик подрос, окончательно разорился. Поэтому и отец, и сын подались в услужение к более удачливому купцу, который вскоре повысил юного Ивана до звания приказчика. Правда, труд хоть и хорошо оплачивался, но был очень тяжелым. Поэтому Ивану пришлось его бросить по состоянию здоровья.

Чтобы иметь средства к существованию, Иван решил заняться украшением оружия. И вскоре так преуспел в искусстве гравировки, что стал известным мастером. При этом Белоногов понял, что ему нужно совершенствовать свой талант в рисовании. Тогда его гравировки будут еще ценнее. В рамках этого плана по саморазвитию он начал рисовать фасады домов и планы города. Это был тяжелый этап, т. к. денег на постоянные разъезды не хватало, но Белоногов не сдавался. И провел почти десять лет своей жизни, рисуя пейзажи акварелью. И вскоре его картины заметили, так как точность планов была поразительной. И Белоногову стали заказывать работы, хорошо их оплачивая.

Вскоре о талантливом художнике заговорили власти губернии. И губернатор лично попросил его сделать рисунки древностей Ярославля. Полученная работа была настолько высоко оценена властями, что художника вызвали в Москву к императору, который вручил ему золотые часы и пообещал оплатить обучение за рубежом. Правда, от последнего Иван Белоногов по семейным обстоятельствам вынужден был отказаться. Творчество художника сейчас оценивается очень высоко, т. к. благодаря его стараниям есть возможность познакомиться с культурой того времени и обликом старинных русских городов.