«Бурлаки, идущие в брод» Илья Репин


На картине «Бурлаки, идущие вброд» изображены уже знакомые зрителю по полотну «Бурлаки на Волге» измученные невыносимой работой герои. Продолжая тему тяжелой доли простого русского мужика, И.Е. Репин снижает яркость палитры, используя более сдержанные и мрачные оттенки. Рисуя бурлацкую ватагу, художник использует те же цветовые сочетания, что и при изображении фонового пейзажа, и подчеркивает таким образом неразрывную связь человека с природой. Артель разделена на три группы, и в каждой из них выделена распрямленная фигура – так автор избегает монотонности в изображении и заставляет вглядываться в каждого из занятых тяжким трудом мужиков.

Во главе ватаги – любимый персонаж художника, воодушевивший его на создание посвященных бурлакам шедевров. С его прототипом, бывшим регентом церковного хора Каниным, И.Е. Репин познакомился в своем путешествии по волжским городам. Есть на картине и пылкий юноша, и опытный вояка, и чувствующий приближение скорой смерти чахоточный. Широкая волжская панорама придает полотну эпическое звучание, и на этом фоне поставленная живописцем серьезная философско-социальная проблема рабского труда в современной автору России звучит еще более масштабно.

«Бурлаки, идущие вброд»

Рождение картины

Темой бурлаков художник начал интересоваться еще в начале 1870. И для погружения в нее он выделил время на поездку по Волге, во время которой был сделан ряд этюдов. Собрав массу идей и сделав кучу зарисовок, Репин возвращается в Петербург и садится работать над «Пейзажами». Так была названа серия работ, где в центре внимания находились бурлаки. Спустя два года художник снова организовывает путешествие по Волге, продолжая работать над эскизами. Финансирование на поездку нашлось легко, так как князь, который возглавлял Академию искусства, возжелал иметь работу Репина про бурлаков в собственной галерее.

Репин в том же 1872 году завершил работу над картиной, которая смотрелась просто потрясающе. И этому сильно способствовали размеры, т. к. ширина холста составляла чуть более трех метров.

Много обсуждений картины были связаны с тем, как художник изобразил построение бурлаков. Потому что в этой картине они словно идут прямо на зрителя. И располагаются они по диагонали на одном плане. И причина дискуссий состояла в попытке понять, почему художник расположил бурлаков именно так. С одной стороны, такой ход можно считать академическим. И это вроде бы позиционирует Репина, как незрелого художника, следующего канонам.

Но, с другой стороны, именно такой ракурс позволяет как не один другой передать всю ту тяжесть, которой сопровождалось движение бурлаков. В сочетании с серыми оттенками это создает особо тяжелую атмосферу, в которую погружается зритель. При этом Репин одинаково мрачно изобразил в этой работе и бурлаков, и природу, а это формирует разительный контраст с другой его известной картиной – «Бурлаки на Волге».