Ф.А. Васильев, «Вид на Волге. Барки»


Картина «Вид на Волге. Барки» была написана Ф.А. Васильевым в 1870 году после путешествия по Волге. Эту картину можно назвать итогом, завершившим значимую поездку (вдохновителем и инициатором был Васильев). Волга – сильная, мощная река, которая привлекает к себе внимание, в первую очередь, своим спокойствием и величием. Яркое впечатление от необъятной реки, бесконечного простора и неприглядной жизни простого люда побудили Васильева написать картину. Именно этими эмоциями и чувствами наполнено полотно. Картине не присуща яркая экспрессия, а наоборот, спокойствие и безмятежность являются основными составляющими пейзажа.

Безмятежность речной глади, низкий песчаный берег, открытый горизонт – это зримое проявление гармонии и умиротворения. Взгляд не спешит останавливаться и выделять отдельные фрагменты полотна: он плавно скользит от объекта к объекту, от одного края к другому и наоборот. Отдыхающие на песке около барок бурлаки, вписанные в центр полотна, не заостряют на себе внимания. Они являются гармоничной данностью и одной из главных составляющих волжского пейзажа. Волга, в представлении художника, для бурлаков – мать-кормилица. Она для них не только источник хлеба и соли, но и символ тяжкого труда.

«Вид на Волге. Барки»

Как появилась идея картины

Картина «Вид на Волге. Барки» тесно связана с другой известной работой еще одного популярнейшего художника. Речь о произведении «Бурлаки на Волге», которое написал Илья Репин. Потому что именно с ним вместе к великой русской реке приехал Ф. Васильев, чтобы составить компанию и посмотреть на рождение очередного шедевра.

Существует слух, что именно Васильев сумел обеспечить финансирование этой поездки, в которой, помимо двух названных художников, приняли участие:

  • В. Репин, музыкант, который приходился братом Илье Репину;
  • Е. Макаров, художник.

Поездка длилась четыре месяца. И за это время Васильев, чтобы не сидеть без дела, сделал много зарисовок. И хотя в указанной компании он был самым молодым, но остальные быстро признали талант юного дарования и даже прислушивались к его указаниям. Сам же Васильев в своих работах рисовал все, что видел – от широких просторов Волги до отдельных сценок, которые на ней разворачивались. Среди его рабочих эскизов множество изображений лодок и расшивов, барок и плотов, рыбацких снастей и особенно парусов во всех их разновидностях и состояниях.

И в тот момент у него появилось желание создать «Вид на Волге. Барки», как символ с двумя значениями:

  1. С одной стороны, картина является гимном для природных красот Волги, восхваляя их величие.
  2. С другой стороны, это произведение служит гимном для людей, которых сбросили наконец-то с себя лямку бурлаков.

Саму работу очень тепло встретили в сообществе художников, где ее открыто называли одним из лучших образцов пейзажного искусства того времени. Такие высказывания можно было слышать от Фаины Мальцевой, Николая Новоуспенского, Алексея Давыдова и других. Ну а сегодня эту работу можно видеть в Михайловском дворце, где также есть и другие картины великого художника.