«Волжские лагуны» Васильев Ф.А.


Работа художника Фёдора Александровича Васильева «Волжские лагуны» так и осталась незавершенной. Но на посмертной выставке живописца, даже в таком случае, она сумела приковать к себе общественное внимание, а позже и вовсе была куплена известным русским меценатом Третьяковым для собственной коллекции.

Ещё при жизни Фёдор Александрович думал, что всего своего века ему не хватит, чтобы суметь закончить то, что он когда-то начал. Именно поэтому он из всех сил старался ловить те ценные мгновения, что давал ему мир, и не терять ничего из вида и памяти. Можно сказать, что это были основные причины, почему его творческое мастерство развивалось настолько быстро.

Взгляд наблюдателя сразу же привлекает романтический образ Волги. Внимание захватывает общая напряженность сюжета, в частности интенсивность и накал состояния природы незадолго до начала грозы. Над низменным берегом великой реки нависли тучи – грозные и громоздкие. Они то и делают, что наводят ужас на весь пейзаж и на лагуну, спрятавшуюся где-то в траве. Разгадкой же к истинному смыслу полотна становится радуга – словно гонец, она несет за собой озарение. Небесная дуга расширяет весь замысел пейзажа своим присутствием.

«Волжские лагуны»

Короткая жизнь великого художника

Современники великого художника вспоминали, что он всегда спешил жить. И говорил, что человеческий век очень недолог. А потому ему нужно успеть воплотить все задуманное. К сожалению, художник, видимо, даже не предполагал, насколько коротким окажется его жизненный путь. Дело в том, что Васильев умер в возрасте 23 лет, промучившись последние два года от сильного туберкулеза. А заразился он им по иронии судьбы тоже во время работы, когда писал одну из своих лучших картин под названием «Оттепель».

Что касается цикла картин о Волге, то идеи и эскизы для их создания Васильев собрал в 1870 году. Тогда вместе с другими известными художниками, среди которых был и Илья Репин, они организовали поездку по Волге. Точнее, обеспечил ее как раз именно Васильев, который получил от своих покровителей 200 рублей. Кстати, именно эта поездка стала причиной появления шедевров Репина: «Бурлаки на Волге», «Бурлаки, идущие вброд» и т. д.

При этом Васильев с друзьями не просто сидели и рисовали. Они перезнакомились со многими людьми, провели немало бесед с местными у костра и, конечно, прониклись духом живущего тут народа. Именно поэтому картины Репина и Васильева получились такими атмосферными. И, что касается, Васильева, то он сделал за время путешествия по Волге большое количество зарисовок, из которых потом появилось несколько шедевров: «Вид на Волге. Барки», «Берега Волги после дождей» и «Волжские лагуны». И последняя работа полностью закончена художником не была, но это не помешало тому, чтобы ее за большие деньги купил Павел Третьяков – известный предприниматель, сделавший большой вклад в развитие искусства и основавший Третьяковскую галерею. Правда, самих денег Васильев за работу не получил, так как до этого из-за болезни сильно задолжал Третьякову, и тот взял его картины в счет уплаты долга.