Левитан И.И. «Вечер. Золотой Плес»


Полотно завораживает зрителя реалистичной картиной летнего заката. Живописный волжский берег и маленький прибрежный городок на его склоне освещены золотистыми лучами заходящего солнца. «Вечер. Золотой Плес» – великолепный вид с Петропавловской горы, которая ныне носит имя Левитана. Передний план картины – немного выгоревшей травы, далее расстилается лес. Меж деревьев и кустарников, за которыми скрыт сам Плес, бежит узкая тропинка, ведущая в город. Ближайшее здание – белокаменный домик с красной черепичной крышей. Чуть дальше – церковь Варвары Великомученицы с колокольней, это один из композиционных центров картины. Остальные дома – в дымке наступающего вечера.

Притягивает взор и бескрайняя, полная естественной и мощной природной силы Волга. Блистающая под солнечными лучами гладь реки кажется жидким золотом, а очертания другого берега, поглощенные надвигающимися сумерками, сливаются в одно синевато-лиловое пятно. Величие русских просторов и роскошная палитра красивейшего летнего заката заставляют зрителя замереть перед пейзажем в неподдельном восхищении. Тишина и умиротворение исходят от этого творения Исаака Левитана, наполняя наши души гармонией и наталкивая на глубокие раздумья.

«Вечер. Золотой Плес»

История создания картины

Исаак Левитан, начиная с 1887 года, четыре раза приезжал на Волгу. И каждая его поездка длилась по 2-3 месяца. Художника вдохновляли красоты местной природы и та атмосфера умиротворения, которую он тут испытывал. С городком Плес Левитан познакомился в 1888. На тот момент это была его второй приезд. Причем с ним путешествовали в тот момент и другие художники, среди которых был А. Степанов и С. Кувшинникова. И Плес произвел на Левитана такое большое впечатление, что последующие три года он каждый раз обязательно сюда заглядывал. Именно здесь художник задумал лучшие свои картины, в том числе, конечно, и «Вечер. Золотой Плес». Эта работа была написана в 1889 году. Но произошло это уже в Москве.

В столицу художник вернулся в октябре 1889 года. Здесь он поселился в доме мастерской, который ему любезно предоставил Сергей Морозов – известный меценат и предприниматель. Именно здесь ближе к Новому году была завершена работа над двумя картинами «После дождя. Плес» и «Вечер. Золотой Плес».

Обе работы купил Павел Третьяков, который заплатил за них 2 тыс. рублей. И уже зимой 1890 их выставляли во время проведения выставок художников-передвижников. А присутствующие во время этих мероприятий критики дали высокую оценку творчеству Левитана. Впоследствии его картины много путешествовали. В том числе и после смерти самого художника. В частности, его работы побывали в Киеве, Ленинграде, Варшаве, Бухаресте, Вене, Берлине и даже Токио.

И, кстати, дом, где проживал Левитан в Плесе, сегодня превратили в историко-архитектурный памятник, который выполняет роль музея. Поэтому все, кто путешествует по Волге и знакомится с местными достопримечательностями, просто обязаны заглянуть сюда. Это позволит им увидеть те места, где творил великий художник.